Цель:Формировать у детей старшего дошкольного возраста представлений о предложении как интонационно-смысловой единице речи.
Задачи:
- Уточнять и систематизировать знания детей о понятии «Предложение».
- Формировать умение выделять предложение из 2-3 слов; закрепить знания детей об изменении смысла предложения в зависимости от знаков препинания.
- Развивать умение выделять слова, из которых состоит предложение;
отвечать на вопрос, из какого количества слов состоит предложение, в каком порядке они следуют друг за другом.
- Развивать умение графически «записывать» предложение.
- Воспитывать у детей умение произносить каждое слово громко и чётко;
- Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
Предшествующая работа: образовательная деятельность по речевому развитию на тему«Предложение».
Оборудование:
- Волчок (юла) со стрелкой и карточки с цифрами вокруг;
- Эмблемы для участников игры;
- Сюжетные картинки (презентация мультимедиа) «Дети играют в мяч», «Кошка и мышка»;
- карточки-схемы (презентация мультимедиа) правила написания предложения;
- мольберт,
- магнитные карточки для графической записи предложения и круглые магниты-точки;
- конструктор «Лего»;
- карточки со знаками препинания;
- дидактическая игра «Составь предложение из кубиков);
- конверты с карточками для графической записи предложения;
- медаль «Самому умному знатоку».
Ход:
1.
Добрый день, уважаемые знатоки!
Рада приветствовать вас в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Единственном клубе, где можно заработать баллы своим собственным умом!
Каждый из участников команды может получить фишку за правильный ответ. В конце игры мы посчитаем фишки и сможем назвать самого умного знатока игры!
Против вас играет сборная команда старших дошкольников МБДОУ ДС №2 «Крепыш» г. Кузнецка!
Сегодня нас ждёт игра по теме «Предложение».
Прошу вас прикрепить эмблемы клуба и занять свои места за столом. Итак, команда игроков:
(Участники представляются, машут рукой, посылают воздушный поцелуй и т.д., каждый по-своему)
Ведущий крутит волчок. Берёт одну из карточек.
Против вас играет Иванов Александр, 6 лет, город Кузнецк.
Обратите внимание на картину.
(на мультимедиа появляется слайд с сюжетной картинкой «Дети играют в мяч»)
Ведущий: Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч.
Внимание! Вопрос: Сколько предложений в рассказе? Назовите каждое из них.
(Дети поднимают руки и, после команды ведущего, отвечаютна поставленные вопросы:
- В рассказе 3 предложения.
- Дети играют в мяч.
- Мальчик бросает мяч девочке.
- Девочка ловит мяч.
(Ведущий считает количество правильных ответов. Раздаёт фишки)
Ведущий: Вы выполнили задание! Один ноль в пользу игроков!
2.
Ведущий крутит волчок. Берет один из конвертов.
- Против вас играет Светлана Светикова 6,5 лет г. Кузнецк
Внимание! Вопрос: «Запишите» 3 предложения: «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч.» несколькими разными способами.
Я предлагаю выбрать тот способ, который вам больше нравится.
(Выносят: мольберт с магнитными карточками, конструктор «Лего», Альбомный лист и фломастеры, карточки со схемами предложений)
(Дети выбирают понравившийся способ «записи» и выполняют задание.
Ведущий: Итак, уважаемые знатоки, поменяйтесь местами с товарищами по команде и проверьте правильность выполнения задания! Только тот, кто правильно выполнил задание, получает за него фишку!
(Дети проверяют задание и получают фишку).
Ведущий: Правильно! Два ноль в пользу игроков!
3.
Ведущий крутит волчок. Берёт одну из карточек.
Против вас играет Фёдорова Анастасия, 6 лет, г. Кузнецк.
Внимание на экран!
Появляется картинка (мультимедиа) «Кошка и мышка», вещ
Дущий вносит карточки со знаками препинания.
Ведущий читает: «Составьте предложение по картинке».
У меня есть усложнение! (Достаёт карточки со знаками препинания). Я поднимаю наугад любой из этих весёлых знаков, а участник команды должен произнести своё предложение, используя этот знак в конце.
-(Ведущий поднимает одну из 3 карточек для каждого из игроков. Дети произносят своё предложение с учётом знака препинания. Получают фишку в случае правильного ответа)
Ведущий: Всё верно! Три ноль в пользу игроков!
4.
Ведущий крутит волчок. Берёт одну из карточек.
Это Блиц, господа! Вам нужно за короткое время дать максимальное количество правильных ответов.
Внимание! Вопрос: «На экране перед вами правила графической записи предложения. Назовите их».
(На экране появляются карточки с правилами)
(Дети поднимают руку и называют одно из правил. За правильный ответ получают фишку)
Ведущий: Исчерпывающий ответ! Четыре ноль в пользу игроков!
5.
Ведущий крутит волчок. Берёт одну из карточек. Итак, последний вопрос!
Против вас играет Пётр Петров, 6 лет 7 месяцев г. Кузнецк.
Чёрный ящик! (Вносят)
- Внимание! Вопрос: «Откройте ящик, в нём лежат необычные кубики. На каждом кубике есть графическое обозначение предметов или действий.
Выберите 2-3 понравившихся кубика и постройте из них предложение. Определите количество слов в предложении и «запишите» его, используя конверты с карточками.
(Вносят поднос с карточками)
(Знатоки выполняют задание. Называют и записывают предложение)
Ведущий: Итак, уважаемые знатоки, поменяйтесь местами с товарищами по команде и проверьте правильность выполнения задания! Только тот, кто правильно выполнил задание, получает за него фишку!
(Дети проверяют задание и получают фишку).
Ведущий: Благодарю вас, уважаемые знатоки! Пять ноль в вашу пользу!
Знатоки побеждают в этой игре!
Ведущий: Музыкальная пауза, господа!
(Во время музыкальной паузы подсчитывают количество фишек у каждого из знатоков)
Итог занятия.
-Итак, уважаемые знатоки! После подсчёта фишек я могу назвать самого умного знатока игры! Сегодня это - ….. Поздравляем! Аплодисменты!
(Звучат фанфары. Награждение медалью «Знаток предложений».)
Вот и подошла к концу наша сегодняшняя игра! Вы показали высокий уровень знаний по теме «Предложение».
- Какое задание показалось вам наиболее интересным?
- Какое задание вызвало затруднение?
Конечно, это была не последняя игра в нашем интеллектуальном клубе. Мы ещё не раз встретимся!
Всем участникам вручаем медали с изображением мудрой совы! Ура!
(Награждение)