Конспект занятия по развитию речи детей в средней группе на тему: « Русская изба матушка»
Программные задачи:
Речевые: формирование словаря по теме: «русская изба» (веретено, потчивать, селились, кочерга, топка, поленья, зола, угли, коромысло, самовар, лучина).
Активизирование в речи детей слов-определений, упражнение в употреблении простых предложений; обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками расширение знания и представления детей о народных играх. Упражнять детей в пересказе русских народных сказок.
Познавательные: Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей. Познакомить детей с русской избой (жилищем) крестьянской семьи, с предметами русского быта( печь, прялка, самовар ит.д)их назначением .
Социально-коммуникативные: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, чувство патриотизма, любовь к малой Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Художественно-эстетические: развивать интерес к устному народному творчеству, знакомить с пословицами, поговорками, загадками, считалками.
Закреплять элементы русского народного танца.
Физические: Прививать интерес к русским народным играм, знакомить с правилами игр, способствовать развитию двигательной активности, желание организовывать русские народные игры в повседневной жизни, умение соотносить слова игры с движениями.
Предварительная работа :
Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
Чтение русских народных сказок.
Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них.
Ход занятия:
Встречаю детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):
Воспитатель: Стоит избушка из бревна.
Её собрали без гвоздя,
Когда доставили сюда,
Тем самым, жизнь ей вновь даря.
В подслеповатые окошки,
Луч солнца глянет иногда.
Дождя, идущего вниз капли,
На крыше держит береста.
Бревно черно – прошли ведь годы,
Но нас чарует красота.
Пережила прошедшие невзгоды
И в ней жива еще душа.
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Во все времена у каждого человека был дом. Как вы думаете, зачем людям нужен дом?
(ответы детей)
Воспитатель: - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
(ответы детей)
Воспитатель: - С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. «Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное дерево. Знаете, почему Русь называют деревянной?
(ответы детей)
Воспитатель: - Правильно ребята, дерево служило основным материалом. Избы рубили тоже из дерева, отсюда и слово «деревня». Русские избы никогда не красили, ничем не обкладывали и не обшивали. Люди умели ценить и хранить чистоту и тепло дерева.
-Приглашаю вас в горницу, единственную комнату в русской избе, присаживайтесь на лавку!
Пришли в русскую избу
И попали в старину,
Книга на столе лежит
Пословицы об избе-матушке хранит!
- Избу ставят, Бога славят.
- Своя избушка – свой простор.
- Изба детьми весела.
- Изба красна углами, а обед пирогами.
- Изба крепка запором, а двор забором.
- Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
- Красна изба углами, а человек добрыми делами.
- Всего дороже честь сытая, и изба крытая.
Воспитатель: - Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?
(ответы детей)
Воспитатель: - Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял – самовар, символ семейного уюта и дружеского общения.
Посреди горницы ставили печь. Печь – это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома.
- Ребята, а как вам кажется, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет?
Дети: - Батареи.
А в старину батарей не было. Что тогда грело?
Дети: - Печь.
Воспитатель: - Что нужно, чтобы печь грела?
Дети: - Дрова.
Воспитатель: - Да, печь и накормит и обогреет.
- Что можно было приготовить в печи?
Дети: - Пироги, щи, хлеб
Воспитатель: - Пришло время и нам свами поработать, да немного размяться.
Физкультминутка « Каравай»
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают воздух).
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
Воспитатель: - В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.
В чем же она варила обед? (Достаёт из печи чугунок)
Воспитатель: - Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке варили супы, каши, тушили мясо.
Воспитатель: - С помощью чего (какого предмета) можно было достать из печи горячий чугунок?
Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей.
- Ребята, а как вы думаете легко ли хозяйке было управляться ухватом? Хотите и вы попробовать достать чугунок из печи?
Дети: - Да, хотим! (пробуют достать чугунок ухватом из печи)
Воспитатель: - Молодцы ребята , справились с заданием, а теперь отгадайте загадки из моего волшебного сундучка!
- Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
Воспитатель: (показывая кочергу) Кочерга была непременным атрибутом печки и чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу из подтопки выгрести.
- Ни свет, ни заря
Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
Воспитатель: (показывает коромысло) - У колодца ведро на коромысло цепляли сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды – держать равновесие, тогда спина и плечи болеть не будут! Хотите попробовать?
Дети (желающие пробуют правильно подцепить ведра на коромысло)
- Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо. (Самовар)
Дети: - Самовар
Воспитатель: - Да, трудно представить гостеприимство русского стола без самовара. Самовар похож на большой чайник и предназначался для кипячения воды для заваривания чая. Самовары растапливали углём или сосновыми шишками , которые клали в трубу находящуюся внутри самовара, поджигали лучиной и раздували огонь сапогом.
- Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Воспитатель: (показывает веретено) – Веретено на Руси использовалось для прядения, скручивания тоненьких коротеньких волокон в длинные прочные нити - пряжу. Из пряжи хозяюшка вязали тёплые носки, рукавички.
- Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
Воспитатель ( показывает лапти) Лапти - первая обувь на Руси, плели лапти из древесного лыка, на одну пару лаптей требовалось ободрать 3-4 деревца. Много песен, частушек, сказок посвящены русским лаптям.
(Звучит русская народная песня « Эх лапти вы мои»)
Дети (танцуют под русскую народную песню, используя элементы русского народного танца)
Воспитатель: В старину долгими осенними и зимними вечерами собирались наши бабушки и дедушки после тяжёлого трудового дня в большой русской избе, пряли, вязали, песни пели да рассказывали сказки. Немало русских народных сказок, где упоминается изба-матушка.
Воспитатель:- А вы ребята помните русские народные сказки в которых упоминается изба?
Дети: - Да! (ответы детей)
Воспитатель: - (берёт книгу с иллюстрациями русских народных сказок ,предлагает детям по содержанию картинки узнать название сказки и рассказать краткое её содержание)
Сказки: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: - Какие же вы молодцы ребята и сказки вспомнили, и загадки все отгадали, вот только поиграть забыли!
-А кто у нас будет воротцами, мы выберем с помощью считалки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг, сорока прилетела
И тебе водить велела.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Дети: два ребёнка, выбранные с помощью считалки становятся друг против друга и берутся за руки, образуя ворота.Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускаются руки) и тот, кто в них попался, «превращаются» тоже в воротики.
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первый раз пройдем.
Всех друзей проведем.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!
(Игра продолжается 3-4р)
Воспитатель: - Хорошо ребята свами , да пора и честь знать!
- Понравилось ли вам у меня в гостях?
- Что нового узнали?
- Что больше всего запомнилось?
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Задачи:
1.Речевые:
Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формировать умение детей составлять план пересказа , придерживаться его при пересказе текста. Помочь детям понять смысл фразеологических оборотов.
2. Познавательные:
Формировать желание у детей находить причинно- следственные связи, развивать любознательность, наблюдательность.
3. Социально –коммуникативные:
Формировать интерес к положительным поступкам героев произведения.
Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.
4. Художественно- Эстетическое:
Продолжать знакомить детей с произведениями российских писателей, развивать интерес к художественной литературе, художественному слову.
5. Физическое:
Способствовать развитию двигательной активности. Развивать и закреплять умение детей соотносить движения с текстом подвижной игры- разминки, координацию в пространстве.
Ход НОД:
Воспитатель: (загадывает загадку)
Круглое, румяное
Сочное и сладкое
Очень ароматное
Наливное, гладкое
Тяжёлое, большое,
Что это такое?
(Яблоко).
Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?
Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А как вы думаете, какие они на вкус?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: Ребята, яблоки в нашей группе появились не просто так,нам их прислал мальчик Миша. С Мишей произошла одна забавная история. Хотите узнать какая?
Дети: - Да, хотим!
Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, спинки прямые, красивые. Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».
Чтение рассказа.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Воспитатель :-Вот такая интересная история произошла с Мишей.
-Ребята ,а как вы поняли выражение « не мог отвести глаз»?
Дети:- –долго смотрел, любовался!
Воспитатель:- когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
Воспитатель:– А выражение «не мог одолеть – не мог победить, побороть» когда так говорят? Дети:- когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень
Воспитатель: –Миша собрался с силами, что это означает? Когда так говорят?
Дети: – накопил сил, заставил, решился что – то сделать .
Воспитатель:- А у вас были такие ситуации когда вам нужно было собраться с силами?
Дети:-Да, собрался с силами и убрал игрушки, помог маме или бабушке.
Воспитатель :– А как вы понимаете выражение «дух захватило»?
Дети: – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Воспитатель: - Какие вы молодцы ,всё правильно поняли. Пришло время нам немного размяться.
Игра разминка «Яблонька»
Яблонька в моём саду (стоят прямо, руки «ветки» вверх)
Гнётся низко на ветру. (начинают качаться вперёд-назад)
Наклонилась вправо ,влево. (наклоны вправо-влево)
Покачаться захотела. (опустили руки в низ, качаются)
Ветки вниз и вверх качнула (поочерёдное поднимание рук вверх)
И вперёд их протянула. (руки прямые вперёд)
А как стихнет ветерок (дыхательная гимнастика- дуем на руки «веточки»)
Моя яблонька заснёт. ( две ладони вместе, положили под голову)
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Как звали дедушку?
Дети: Дедушка Корней.
Воспитатель: Как звали внука?
Дети: Миша.
Воспитатель: Куда приходил Миша?
Дети: В сад к дедушке.
Воспитатель: Чем угощал дед внука?
Дети: Яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: Что такое рассвет?
Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: Потому что он ленился.
Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Воспитатель: Каким яблоко было?
Дети: Как небо на рассвете – розовым.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.
Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
Воспитатель: Помните, с чего начинается рассказ?
Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
Воспитатель: А что же увидел Миша в саду?
Воспитатель: Как развивалось дальше действие?
Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
Показ картинки «О чем мечтал Миша».
Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?
Третья картинка. «Миша победил лень».
Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?
Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский?
Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
Дети: Когда взошла утренняя звезда.
Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Чтение рассказа.
Воспитатель: - Ребята кто из вас хочет пересказать рассказ?
Пересказ детей.