Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет по реализации образовательной области «Музыка» на тему:
«Волшебный мир осени»
Цель: Развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников через синтез искусств и различные виды музыкальной деятельности.
Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- развивать образное мышление, фантазию, воображение, умение передавать характер музыки в пластике движений, песенном и словесном творчестве, в игре на музыкальных инструментах.
- развивать чувство ритма, вокально-хоровые навыки детей.
- развивать умение видеть красоту созданного изображения.
- воспитывать художественно- эстетический вкус.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- закреплять умение обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
- формировать умение устанавливать причинно- следственные связи между характером музыкального произведения , природными явлениями и содержанием картин великих художников.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие».
- развивать опыт общения в коллективе, умение взаимодействовать друг с другом при выполнении поставленных задач; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения.
- воспитывать вежливость в обращении с партнёрами по игре.
Образовательная область « Речевое развитие».
- формировать умение воспитанников выразительно , с естественными интонациями читать стихи.
- С помощью чтения художественной литературы мотивировать детей на предстоящую деятельность.
Образовательная область «Физическое развитие».
- Закреплять умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование:
- Диски с записями музыкальных произведений: «Осенняя песня» П.И.Чайковского; «Осень» (Adagio molto) «Времена года» А.Вивальди; «Отзвуки вальса» А. Даргомыжского.
- Музыкальные инструменты: музыкальные колокольчики, барабаны, металлофоны.
- Осенние литья из бумаги, зонт.
- Маски животных к игре.
- Краски, кисточки по количеству детей, листы бумаги.
- Костюм художника, волшебная коробочка.
Методы и приёмы :
- Наглядные – показ портрета композитора , художника.
- Словесные - беседа, художественное слово (стихи, загадки), вопросы проблемно- поискового характера, поощрение и оценка, анализ.
- Практические - творческая практическая деятельность детей в различных видах музыкальной деятельности; задание на подбор музыкальных инструментов для оркестровки песни «Осень – дирижёр»; словесное и художественное творчество; задание на проявление самостоятельности в выборе композиционного решения.
- Игровые – игровое упражнение «Мы - шофёры» А.Е.Алябьева, игра «Ай, дили, дили» р.н.м., перевоплощение педагога в образ Художника.
- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям с разным уровнем музыкального развития.
- Гендерный подход.
- Предоставление детям права выбора в процессе занятия.
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень» .
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Рисование композиции на тему «Времена года. Осень» .
- Прослушивание музыкальных произведений «Осенняя песня»П.И.Чайковского, Прослушивание музыкальных произведений: «Осенняя песня» П.И.Чайковского, «Осень» А.Вивальди.
- Разучивание песен: «Вредный дождик» муз. и сл. Лугарёва, «Осень – дирижёр» муз. и сл. Н.Уточкиной; игры «Ай дили, дили» р.н.м.
Технические средства: музыкальный центр, фортепьяно.
Форма проведения: фронтальная.
Содержание работы
(дети заходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель, держа в руках красивую коробку)
Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята! (ответ детей). А доброе оно потому, что мы вновь встретились с вами в музыкальной гостиной. И вы, наверное, догадались какое время года у нас в гостях (ответ). Правильно, ребята, - это осень. И сегодня я приглашаю вас в волшебный мир осенних звуков, красок и стихов.
-Тихо, тихо встанем рядом
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном!
… Слышите?
(В грамзаписи звучат звуки дождя)
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется, пошёл дождь, где же мой зонтик? (открывает зонтик, пряча под ним детей, а в это время коробку убирают). Вот и дождик закончился!
- Вдаль бегут лесные тропки Тают в дымке голубой Это музыка торопит И зовёт нас за собой…
(музыкальный руководитель оглядывается, ищет коробку).
А где же моя коробочка? Вы её не видели? Куда же она подевалась? (ответы детей). В этой коробочке у меня лежали звуки, краски и стихи осени, что же мы будем делать? Где же мы теперь будем их искать? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, за стихами мы пойдём к поэту, звуки найдём у композитора, а краски нам подарит художник. Ну что ж, в путь! По местам!
(игровое упражнение «Мы-Шофёры» Автор А.Е.Алябьева)
- Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль,
Дворники стирают капли
Вправо, влево – чистота!
Волосы ерошит ветер
Мы шофёры – хоть куда!
(дети выполняют имитационные движения по тексту)
Музыкальный руководитель: Мы в волшебный лес попали,
Мы тут раньше не бывали,
Полон звуков этот лес,
Очень много здесь чудес…
- смотрите, какие вокруг красивые деревья, и пенёчки, и грибочки, а листьев сколько! Я вам предлагаю пофантазировать и сделать из листьев красивый разноцветный ковёр!
(звучит отрывок музыкального произведения «Отзвуки вальса» А.Даргомыжского, дети на ковре создают композицию из листьев)
Музыкальный руководитель: Какой замечательный получился ковёр. Вы просто – молодцы! Ребята, а какую осень мы с вами знаем?
Дети: Раннюю, золотую и позднюю.
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами прочтём стихи о том, какая бывает осень.
Стихи: 1) «Приметы осени» Т.Шорыгина
2) «Дождик на дворе» А.Веденин
3) «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин
Музыкальный руководитель: Вот и отыскались осенние стихи, а нашли мы их у…(поэтов). Как они красиво рассказали нам об осени. А я хочу вам рассказать историю, которая случилась с маленьким ветерком. Хотите? А вы мне поможете и оживите мой рассказ движениями.
Музыкальный руководитель: Однажды Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в тёплые края. Путь туда лежал через лес, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковёр из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот ветер последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю стараясь улечься так, чтобы, получился яркий, красивый ковёр.
«Пластический импровизационный этюд с осенними листьями»
(«Осенняя песнь» П.И. Чайковского)
Музыкальный руководитель: Ребята, пора нам дальше в путь, только кажется, мы заблудились! Вижу, вдалеке волшебный домик, заглянем туда?
(дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель: Посмотрите у кого мы оказались в гостях?
( музыкальный руководитель обращает внимание на портрет А.Вивальди)
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Да, действительно, мы сегодня оказались с вами у итальянского композитора Антонио Вивальди. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из его произведения «Осень» из цикла «Времена года»
( дети слушают отрывок из концерта №3 А.Вивальди «Lautunno» («Осень») и – Adagio molto («Времена года»)
Музыкальный руководитель: Подумайте и скажите, какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети: Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.
Музыкальный руководитель: Да, в этой пьесе выражено тоскливое, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы! А что вы представили, слушая музыку? (ответы) Может кто-то попробует сочинить небольшой рассказ о музыке?
Словесное творчество (дети сочиняют рассказ)
Музыкальный руководитель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в музыкальную игру, которая называется «Тучка-сердючка». Мы с вами знаем, что музыка бывает весёлой и грустной. Как называется весёлая музыка?
Дети: Мажорная!
Музыкальный руководитель: А грустная?
Дети: Минорная!
Музыкальный руководитель: Вам нужно будет сочинить песенку весёлой и грустной тучки. Кто попробует?
Песенные импровизации детей на слог «кап-кап»
Музыкальный руководитель: Тучка загрустила и расплакалась дождём. А дождик, как мы знаем, начинается с одной маленькой капли. Но вот маленькие капли превратились в большие и начался сильный дождь.
Ритмодикламация. Игра «Сильный дождь»
( фразу «кап-кап» произносит сначало один ребёнок, затем два, три и так далее, включаются все дети и происходит нарастание звука)
Музыкальный руководитель: А мы с вами знаем песню про дождик. Как она называется? (ответы детей). А исполним мы её с солистами.
Песня «Вредный дождик» (музыка и слова Л.Лугарёва)
Музыкальный руководитель: А следующую песню я вам предлагаю отгадать по прохлопанному ритму. (музыкальный руководитель отхлопывает ритм песни «Осень-Дирижёр» музыка и слова Н.Уточкиной)
(дети отгадывают песню)
Музыкальный руководитель: Правильно, это песня «Осень-дирижёр». Осень-дирижёр, а мы музыканты! Выберете музыкальные инструменты и украсим нашу песню оркестром.
Песня «Осень-дирижёр» Н.Уточкиной с оркестром музыкальных инструментов
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, смотрите кого я вижу? Это художник, пойдёмте, поздороваемся с ним.
(дети здороваются с художником разными способами: песенкой, весело, хитро)
Музыкальный руководитель: Смотрите, ребята наш художник, кажется грустный, нет, нет, внимательно посмотрю - он задумчивый. О чём задумался наш художник?
Художник: Думаю, я, какими красками в этом году осень раскрасить. Хочется мне и жёлтыми и оранжевыми и красными. А может добавить немного серебра? А как вы думаете, ребята, можно ли разделить осень по цветам?
(ответы детей)
Дети: Ранняя осень – это зелёный и немного жёлтого цвета. Золотая – жёлтый, красный, оранжевый, поздняя – белый или серебристый.
Художник: Только боюсь я, ребята, что не успею я раскрасить осень.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем художнику осень раскрасить! Только мы просим тебя поиграть с нами сначала в нашу любимую игру «Ай, дили».
Художник: С большим удовольствием!
Игра «Ай, дили» р. н. м.
Музыкальный руководитель: художник, кисточка у тебя одна, как же мы будем тебе помогать?
Художник: Не волнуйтесь, у меня есть много волшебных кисточек.
(дети проходят за столы и рисуют нетрадиционным способом картинку осени)
Музыкальный руководитель: Какая красивая получается осень, какие разные цвета, как красиво!
(выполненные работы взрослые располагают на центральной стене)
Художник: Как мы назовём свою картину? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, смотрите, нашлась моя коробочка! Вот так чудеса! Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире осенних звуков, красок и стихов. Может быть, кто-то из вас когда вырастет, станет знаменитым композитором, поэтом или художником. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. Давайте посмотрим, что в коробочке!
(в грамзаписи звучит песня «Где водятся волшебники»; музыкальный руководитель открывает коробочку, а там угощения для детей)