Детские истерики – довольно часто встречающееся явление, которое вызывает у родителей много злости и бессилия. Большинство родителей справляются с истериками, используя способ игнорирования, но данный метод не всегда эффективен. Поговорим о том, как и в каких случаях стоит реагировать на такое поведение. Итак, истерики бывают двух видов: контролируемые и неконтролируемые. Имеет смысл научиться их различать, ведь реагировать на них стоит по-разному.
Контролируемые истерики
Контролируемые истерики возникают, когда ребенок пытается добиться желаемого криком, слезами, резкими движениями. Почти каждый родитель наблюдал подобное поведение у своего ребенка. Например, в магазине, требуя что-то купить, ребенок начинает громко кричать, валиться на пол. Главное отличие контролируемой истерики – получив желаемое, ребенок сразу же успокаивается. В случае контролируемой истерики не стоит идти на поводу у ребенка. Ребенку важно понимать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Однако стоит учитывать, что поведение может усилиться, если раньше ребенок не сталкивался с подобным способом реагирования взрослого. Не стоит пугаться твердости, важно быть последовательными в своих требованиях.
Неконтролируемые истерики
Неконтролируемые истерики – совершенно иной тип. В этом случае ребенок не способен справиться с собственными эмоциями приемлемым способом. Например, любимая игрушка ребенка сломалась, он громко плачет, кричит. Часто родители пытаются игнорировать данное поведение, ругают ребенка за такое проявление эмоций, пытаются пристыдить или обесценивают его чувства: «Что ты, как маленький», «Ты же мальчик!», «Подумаешь, ерунда какая». Такой способ реагирования не только не эффективен, но и оставляет ребенка один на один со своими чувствами, ребенок не обучается с ними справляться приемлемым способом.
Активное слушание
Сталкиваясь с таким видом истерик, стоит применить прием «активное слушание».
• Находиться физически рядом с ребенком. Если возможно, взять его на руки. Если ребенок уже достаточно взрослый, вы можете просто находиться с ним в одной комнате, рядом.
• При разговоре с ребенком важно, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз. Не надо разговаривать с ним, нависая над ним или крича из другой комнаты.
• Говорить с ребенком следует спокойным, ласковым голосом, используя высказывания в утвердительной форме.
• Задать вопросы про то, почему ребенок так себя вел, что произошло, вы сможете после того, как ребенок успокоится.
• Назовите чувство, которое сейчас испытывает ребенок: «Ты сейчас злишься». Можно попробовать объяснить ребенку причину его переживаний: «Ты расстроен, потому что твоя машинка сломана».
• Необходимо выдерживать паузу между каждым вашим высказыванием. Если вы все сделали правильно, ребенок сам начнет рассказывать о произошедшем и успокаиваться. Важно, чтобы ребенок научился распознавать свои чувства и называть их. Только так он сможет научиться выражать их социально приемлемым способом.
Стоит помнить о том, что уровень самоконтроля ребенка во многом зависит от его возраста. Так, ребенок одного года, очень часто
реагирует криком, слезами, если что-то его расстроило, в то время как ребенок 6 лет уже может контролировать собственные эмоции.
Возрастные кризисы
Чаще всего, истерики свойственны возрастным кризисам. Наиболее яркими кризисами принято выделять:
1.Кризис одного года. Ребенок приобретает больше самостоятельности, но сталкивается с ограничениями и запретами со стороны взрослого.
2. Кризис 3-х лет. Становление внутреннего «Я».
3. Кризис 7-и лет. Ребенок принимает на себя новую социальную роль, происходит смена ведущей деятельности с игровой – на учебную.
4. Кризис подросткового возраста. Формирование чувства «взрослости», на первый план выходит интимно-личностное общение
со сверстниками. Иногда родители не в состоянии справиться самостоятельно с истериками ребенка, тогда важно обратиться к специалисту.
Перечислим несколько случаев, когда консультация специалиста (психолога) необходима.
• Если истерики повторяются только с одним взрослым.
• Если истерики повторяются слишком часто.
• В случае, когда ребенок не может вспомнить, что происходило.
• Если поведение ребенка представляет опасность для него и окружающих.
Очень важно, чтобы родители не только обращали внимание на чувства ребенка, но и не забывали о своих. Если мы, взрослые, не способны сдерживаться, регулировать своё поведение, то ребёнок, тем более, не умеет контролировать свои поступки, адекватно реагировать на ситуацию. Помните, вы являетесь примером для вашего ребенка. Если взрослый умеет выражать собственные чувства приемлемым способом, то и ребенок постепенно научится это делать. Если вы злитесь на ребенка, стоит об этом сказать: «Я сейчас зол на тебя».
Родитель имеет право:
1. Испытывать разные чувства, например, злиться.
2. Уставать, и не знать, что ему делать?
3. Не забывать о собственных потребностях.
4. Сообщать ребенку о своих чувствах через «Я-высказывания».
Помните! Ошибки совершают все.
Помните, что истерики случаются у каждого ребенка. Важно учить ребенка адекватно проявлять свои чувства и находить выход из неприятной ситуации.
Детские истерики – довольно часто встречающееся явление, которое вызывает у родителей много злости и бессилия. Большинство родителей справляются с истериками, используя способ игнорирования, но данный метод не всегда эффективен. Поговорим о том, как и в каких случаях стоит реагировать на такое поведение. Итак, истерики бывают двух видов: контролируемые и неконтролируемые. Имеет смысл научиться их различать, ведь реагировать на них стоит по-разному.
Контролируемые истерики
Контролируемые истерики возникают, когда ребенок пытается добиться желаемого криком, слезами, резкими движениями. Почти каждый родитель наблюдал подобное поведение у своего ребенка. Например, в магазине, требуя что-то купить, ребенок начинает громко кричать, валиться на пол. Главное отличие контролируемой истерики – получив желаемое, ребенок сразу же успокаивается. В случае контролируемой истерики не стоит идти на поводу у ребенка. Ребенку важно понимать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Однако стоит учитывать, что поведение может усилиться, если раньше ребенок не сталкивался с подобным способом реагирования взрослого. Не стоит пугаться твердости, важно быть последовательными в своих требованиях.
Неконтролируемые истерики
Неконтролируемые истерики – совершенно иной тип. В этом случае ребенок не способен справиться с собственными эмоциями приемлемым способом. Например, любимая игрушка ребенка сломалась, он громко плачет, кричит. Часто родители пытаются игнорировать данное поведение, ругают ребенка за такое проявление эмоций, пытаются пристыдить или обесценивают его чувства: «Что ты, как маленький», «Ты же мальчик!», «Подумаешь, ерунда какая». Такой способ реагирования не только не эффективен, но и оставляет ребенка один на один со своими чувствами, ребенок не обучается с ними справляться приемлемым способом.
Активное слушание
Сталкиваясь с таким видом истерик, стоит применить прием «активное слушание».
• Находиться физически рядом с ребенком. Если возможно, взять его на руки. Если ребенок уже достаточно взрослый, вы можете просто находиться с ним в одной комнате, рядом.
• При разговоре с ребенком важно, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз. Не надо разговаривать с ним, нависая над ним или крича из другой комнаты.
• Говорить с ребенком следует спокойным, ласковым голосом, используя высказывания в утвердительной форме.
• Задать вопросы про то, почему ребенок так себя вел, что произошло, вы сможете после того, как ребенок успокоится.
• Назовите чувство, которое сейчас испытывает ребенок: «Ты сейчас злишься». Можно попробовать объяснить ребенку причину его переживаний: «Ты расстроен, потому что твоя машинка сломана».
• Необходимо выдерживать паузу между каждым вашим высказыванием. Если вы все сделали правильно, ребенок сам начнет рассказывать о произошедшем и успокаиваться. Важно, чтобы ребенок научился распознавать свои чувства и называть их. Только так он сможет научиться выражать их социально приемлемым способом.
Стоит помнить о том, что уровень самоконтроля ребенка во многом зависит от его возраста. Так, ребенок одного года, очень часто
реагирует криком, слезами, если что-то его расстроило, в то время как ребенок 6 лет уже может контролировать собственные эмоции.
Возрастные кризисы
Чаще всего, истерики свойственны возрастным кризисам. Наиболее яркими кризисами принято выделять:
1.Кризис одного года. Ребенок приобретает больше самостоятельности, но сталкивается с ограничениями и запретами со стороны взрослого.
2. Кризис 3-х лет. Становление внутреннего «Я».
3. Кризис 7-и лет. Ребенок принимает на себя новую социальную роль, происходит смена ведущей деятельности с игровой – на учебную.
4. Кризис подросткового возраста. Формирование чувства «взрослости», на первый план выходит интимно-личностное общение
со сверстниками. Иногда родители не в состоянии справиться самостоятельно с истериками ребенка, тогда важно обратиться к специалисту.
Перечислим несколько случаев, когда консультация специалиста (психолога) необходима.
• Если истерики повторяются только с одним взрослым.
• Если истерики повторяются слишком часто.
• В случае, когда ребенок не может вспомнить, что происходило.
• Если поведение ребенка представляет опасность для него и окружающих.
Очень важно, чтобы родители не только обращали внимание на чувства ребенка, но и не забывали о своих. Если мы, взрослые, не способны сдерживаться, регулировать своё поведение, то ребёнок, тем более, не умеет контролировать свои поступки, адекватно реагировать на ситуацию. Помните, вы являетесь примером для вашего ребенка. Если взрослый умеет выражать собственные чувства приемлемым способом, то и ребенок постепенно научится это делать. Если вы злитесь на ребенка, стоит об этом сказать: «Я сейчас зол на тебя».
Родитель имеет право:
1. Испытывать разные чувства, например, злиться.
2. Уставать, и не знать, что ему делать?
3. Не забывать о собственных потребностях.
4. Сообщать ребенку о своих чувствах через «Я-высказывания».
Помните! Ошибки совершают все.
Помните, что истерики случаются у каждого ребенка. Важно учить ребенка адекватно проявлять свои чувства и находить выход из неприятной ситуации.