Всё ли мы знаем о родительской жестокости?
«Все дети мира
плачут на одном языке».
Л. Леонов
Самый тяжкий грех на земле – это жестокость по отношению к детям, в чём бы она ни была выражена. Душевное состояние ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Жестокое обращение с детьми – это не только физическая травма, которую причиняют ребёнку, мы, зачастую, не задумываемся о психической (эмоциональной) форме насилия. Это унижение, длительное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Конвенция ООН о правах ребёнка, определяя понятия «жестокое обращение», включает понятие «психическая форма насилия», которая чаще всего встречается в нашем социуме. К ней относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- грубое психическое воздействие (давление), вызывающее у ребёнка психическую травму.
Последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде отклонений у ребёнка: в здоровье (неврозы), поведении и личностном развитии. Ребёнок не может активно защищаться, он для этого слаб, мал и неопытен. Но он всё равно борется за своё достоинство, за любовь взрослых, и эта борьба порой бывает неадекватной и необычной, когда без психиатра не обойтись.
Достижения и успехи ребёнка, его промахи и неудачи во многом определяются образом жизни в семье, тем стилем отношений, которые вольно и невольно навязывают ребёнку его родители.
Иногда в семье возникают трудности во взаимоотношениях с детьми, причины нарушений детско-родительских отношений бывают разные, которым некоторые родители не придают значения:
- родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции (самая распространённая);
- педагогическая некомпетентность (родители не обладают знаниями, позволяющими решить проблему ребёнка);
- отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации (неполная семья);
- социальная неустроенность родителей;
- конфликтное поведение родителей;
- асоциальные проявления родителей: пьянство, аморальное поведение, употребление наркотиков и пр.;
- неправильный стиль взаимодействия с ребёнком (жёстко-авторитарный стиль).
Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о нём, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию, также считается одной из форм жестокого обращения.
Психолог А. Фромм считает самым верным способом создать наилучшие отношения со своими детьми – контролировать себя, а не винить детей, ведь многие негативные черты характера закладываются в результате ошибок взрослых и из-за нарушения межличностных отношений в семье. Мы иногда не придаём значения мелким «раздорам», которые каждый ребёнок переживает по-разному:
- одни привыкают и игнорируют частые ссоры родителей;
- другим лучше жить с бабушками или другими родственниками;
- третьи ищут утешение на улице, в компании сверстников, что приводит к ранним асоциальным проявлениям.
Психические и физические травмы, испытываемые в детстве, остаются надолго, и, зачастую, агрессия родителей передаётся по цепочке.
Хочется, чтобы родители помнили о заповедях мудрого родителя.
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.
- Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.
- Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей, просто как информацию (не завидуя).
- Перестаньте шантажировать.
Исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…» и пр. Это, уважаемые родители, на языке уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная и неэффективная из всех попыток устыдить. На подобные фразы большинство детей отвечают: «А я тебя не просил меня рожать!»
- Избегайте свидетелей.
Если действительно возникнет ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил взрослому, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Тут малыша призвать к стыду уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Попробуйте способы открыть ребёнку свою любовь.
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской (отцовской) роли. В общении с ребёнком нет, и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребёнок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим.
- Слово.
Называйте ребёнка ласковым именем, рассказывайте сказки, играйте в игры, больше читайте книг, и пусть в вашем голосе звучит спокойствие, доброта и нежность.
- Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать, капризничать или обижаться. Как можно больше ласкайте своего ребёнка. Психологи пришли к выводу, что тактильный контакт стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие. «Переласкать» и «перелюбить» ребёнка, считают психологи, невозможно.
- Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите, что хотели.
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, успешным и счастливым. Поэтому, давайте помнить, что предпосылки человеческого счастья зарождаются в семье, в любви и понимании!
Педагог-психолог Н.Н.Космачёва