Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Так что же такое пространственная предметно-развивающая среда?
В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:
• Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)
• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
• Стимулировать развитие творческих способностей.
• Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
♫ содержательно-насыщенной;
♫ трансформируемой;
♫ полифункциональной;
♫ вариативной;
♫ доступной;
♫ безопасной;
Предметная среда также должна отражать содержание следующих образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
В настоящее время созданию музыкальной предметно- развивающей среды в современном ДОУ уделяется большое внимание. Ведь от того, насколько комфортно и правильно организована среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребёнка, его эмоциональное состояние. И сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом организации пространственной предметно - развивающей среды нашего музыкального зала.
Все мы знаем, что музыкальный зал в детском саду - это , как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада.
Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.
И мы, в свою очередь, постарались обеспечить наш зал разнообразными играми и пособиями, различными атрибутами для танцевально- игровой и ритмической деятельности детей, костюмами для театрализованной деятельности, различными видами музыкальных инструментов, также наш зал достаточно оснащён техническими средствами обучения. Хочется остановиться на некоторых на некоторых особенностях организации среды нашего музыкального зала поподробнее.
И первое, о чём хотелось бы поговорить, это – музыкально-дидактические игры. Они у нас хранятся в специальных папках – контейнерах, которые можно купить в любом магазине канцелярских товаров. На каждой папке наклеен квадратик определённого цвета и написано, на развитие каких музыкальных способностей направлены игры в этой папке. Возьмём папку с жёлтым квадратом «Игры на развитие эмоционального восприятия», на каждой игре тоже наклеен квадрат такого – же цвета, как на папке и ещё указана цифра, т.е. если в этой папке, например10 игр, то соответственно они будут обозначаться 1.1, 1.2, 1.3 т.д. до 1.10. Но в содержание многих игр заложен принцип интеграции, поэтому условных обозначений на коробке может быть несколько.
Игры лежат у нас как в прозрачных папках, так и в красиво оформленных коробках. Они добротные, эстетически привлекательные, вызывают большое желание действовать с ними. Каждая игра имеет название, цель и возрастную адресованность. Конечно, приоритет в организации музыкальной среды мы отдаём образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», поэтому и (слайд №13)картотека составлена с учётом развития музыкальных способностей детей.
Но, соблюдая принципы ФГОС, каждая игра у нас также соотнесена к определённой образовательной области. Это также отражено в картотеке музыкально- дидактических игр по образовательным областям.
Что касается музыкально – дидактических пособий, то мы их сразу разложили по 5 образовательным областям и поместили в разноцветные картонные папки, на которых наклеены картинки, соответствующие той или иной образовательной области и напечатан перечень дидактических пособий.(слайд №16) Например, образовательная область «Речевое развитие» представлена следующим материалом:
- циклом артикуляционных упражнений
- циклом речевых игр по временам года
- артикуляционной гимнастикой для детей
- сборником артикуляционных сказок
- мнемотаблицами по разучиванию песен
- мнемотаблицами «Расскажи- ка»
Говоря об области «Познавательное развитие», можно отметить такие интерактивные многофункциональные пособия, как: папка –лэпбук «В мире музыки», где дети знакомятся с нотной грамотой, с различными группами музыкальных инструментов, музыкальными понятиями («солист», «ансамбль», «хор», «оркестр» и др.), разгадывают музыкальные ребусы, а также учатся думать, анализировать , рассуждать, сопоставлять, делать выбор и прочее. Это касается и музыкального диска «Круги Луллия». Также эти пособия имеют интегративный характер и используются в других образовательных областях («Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»).
Также область «Познавательное развитие» представлена иллюстративными альбомами по ознакомлений детей с различными видами искусства «Балет», «Опера», «Театр», а также с основными жанрами в музыке: песней , танцем , маршем.
Особый интерес у детей вызывают куклы, представляющие народности нашего Пензенского края. Для расширения представлений детей о культуре и быте народов Сурского края используем такие дидактические пособия , как «Национальные костюмы» и «Народные промыслы Поволжья». Это одни из многих музыкально- дидактических игр и пособий в этой образовательной области , на которых я подробно остановилась.
Наличие музыкально- игровой атрибутики повышает интерес у детей к музыкально- ритмической деятельности. Так мы незаметно перешли к образовательной области «Физическое развитие», которая также представлена множеством музыкально-дидактических игр и пособий, а также атрибутами (ленточками, платочками, шарфами, цветочками, веночками, листьями, снежинками, цветными султанчиками и т.д.) для подвижных музыкальных игр, инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и двигательных импровизаций. Они хранятся в больших прозрачных контейнерах или коробках с соответствующей картинкой в закрытых шкафах.
Есть в нашем детском саду большая коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны и ксилофоны, арфа, бубны, маракасы, джингл-стики, музыкальные треугольники, колокольчики, барабаны; набор русских народных инструментов (балалайки, гармошки, трещётки, деревянные ложки, свистульки, колотушки); набор перкуссий (тон –блоки,тарелки, кастаньеты, шейкеры; много неозвученных и самодельных музыкальных инструментов.
Хранятся они на открытых полках в свободном доступе для детей, так и в прозрачных контейнерах, меньших по размеру с соответствующей картинкой.
Игра на музыкальных инструментах –любимый вид детской исполнительской деятельности , в процессе которой дети открывают для себя мир звуков, учатся различать красоту звучания различных музыкальных инструментов.
В нашем ДОУ организован и оформлен «Центр театрализованной деятельности», который в настоящее время включает себя вешалку с костюмами для театральных постановок с участием детей и взрослых , игр- драматизаций, хореографических постановок. Также здесь нашли своё место разные виды театров: пальчиковый, кукольный, платочный, варежковый, лопаточный театры, театр на фланелеграфе, магнитный театр, театр ростовых кукол.
Театральный реквизит, декорации к спектаклям хранятся в закрытых прозрачных контейнерах или больших коробках с соответствующей картинкой. Там же хранятся элементы костюмов: парики, банты, шляпы, шапочки- маски, короны и др. атрибуты. Материалы, оборудование, костюмы в центре периодически меняются в зависимости от тематической недели, образовательной ситуации, интересов и потребностей детей.
В нашем музыкальном зале собрана большая библиотека нотного репертуара по различным видам музыкальной деятельности : восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах; литературы, содержащей сценарии тематических и календарных праздников с нотным приложением, фольклорных праздников, театрализованной деятельности. Размещены они в отдельных папках , на которых указан перечень содержимого с указанием автора, года выпуска.
Периодическая печать представлена иллюстрированным методическим журналом «Музыкальный руководитель» и «Справочник музыкального руководителя», которые также хранятся в папках с указанием года выпуска журнала.
В музыкальном зале также имеется картотека материалов по взаимодействию музыкального руководителя с родителями, материалов из опыта работы (конспектов НОД, сценариев праздников, развлечений, музыкальных досугов, театральных постановок). Собрана большая фонотека и видеотека с познавательной информацией об искусстве, мультимедийных портретов композиторов, классики в мультфильмах, интерактивных музыкально-дидактических игр театральных постановок профессиональных коллективов, презентаций песен, стихов, музыкальных произведений и многое другое.
Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. Даёт возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребёнку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
Хочется отметить, что среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка; должна обеспечить свободный доступ детей к играм, музыкальным инструментам, дидактическим пособиям и соответствовать надёжности и безопасности.
Пространство музыкального зала разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Поскольку рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность , то говорить о ней можно только в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Оборудована такая зона ближе к окнам: мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом- кисти, краски, карандаши и т.д. Такая зона востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Однако основными зонами музыкального зала являются активная и спокойная зоны.
Активная зона в нашем музыкальном зале - это большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально- ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т.д. Фортепиано расположено таким образом, что я абсолютно вижу всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности, как восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента – фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно ставить наглядный материал .
За 28 лет работы отдано немало сил родному детскому саду, проведено огромное количество праздников и развлечений. Я с уверенностью могу сказать: успех во многом зависит от оформления зала и костюмов. Творю и фантазирую своими руками! В зависимости от темы занятий и праздников выставочные экспозиции и оформление зала меняется. Такие обновления – неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, они не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!».
Предметно-развивающая среда нашего музыкального зала создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности с учётом его склонностей , интересов, уровня активности и заинтересованности.