Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного , нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Создание здорового образа жизни ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому охрана и укрепление здоровья детей, их физическое и психическое развитие стали приоритетными направлениями в работе нашего ДОУ на протяжении многих лет. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по прежнему принадлежит педагогу. И я , как музыкальный руководитель ,в тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре, логопедом, психологом , воспитателем веду активную воспитательно - образовательную работу в этом направлении.
Как же музыка влияет на физическое развитие дошкольника? В основе развития двигательной активности детей лежит ритм. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет его от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Музыка и движения – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка и его физическое развитие. Развивая музыкально – ритмические навыки , ставлю следующие цели по охране здоровья и физического развития детей
- создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливанию детей
- воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным
играм
- формирование жизненно- необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями
- развитие физических и нравственно- волевых качеств личности
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности.
Что же включает в себя понятие музыкально- ритмические движения? Музыкально – ритмические движения в ДОУ – это вид исполнительской деятельности детей, сочетающий в себе физические и игровые упражнения под музыку, пляски , игры, сюжетно- образные действия, основой которых является музыка. Каждый день ребенка в нашем детском саду начинается с зарядки. Утренняя гимнастика – это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. В зависимости от видов физических упражнений и возрастных особенностей детей подбираю музыкальный материал. В младших и средних группах музыкальное сопровождение даю в более медленном темпе, чем в старших и подготовительных группах, мелодии не так часто сменяют одна другую , музыкальные произведения подбираю ярко контрастного характера. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный настрой, активизирует внимание детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений ,влияет на физиологические процессы детского организма, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствует координацию , улучшает осанку.
Музыкальное сопровождение на физкультурных занятиях целесообразно применять в водной части: ходьба, бег, поскоки, галоп; в в общеразвивающих и строевых упражнениях. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому нахожу для него соответствующий музыкальный материал. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи с чем увеличивается двигательная активность детей.
Использование мною специально подобранных упражнений на музыкальных занятиях способствуют освоению основных движений («Бег легкий и энергичный» Ф.Шуберта, «Кто лучше скачет?» Т. Ломовой, «Мячики» Л.Шитте и др.); развитию ориентировки в пространстве («Поезд» Т. Бырченко, «Регулировщик движения» М.Красева и т.д); развитию мелкой моторики и кисти рук («Расскажи про кошку» Т. Ломовой); регулированию мышечного тонуса(«Большие и маленькие крылья» А.Хачатуряна, «Ветерок и ветер»Л. Бетховена).
Значительное место в музыкально-ритмической деятельности детей отвожу танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. Системные занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются различные группы мышц. Постепенно дети начинают двигаться грациознее, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как: легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке, движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми. При составлении танцев для детей руководствуюсь целым рядом художественно- педагогических требований. Каждый танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, должен быть доступен детям, отвечать их техническим возможностям. Учитываю психофизические особенности детей дошкольников, лимитирую физическую нагрузку детей, а именно:
- слежу за осанкой детей на занятии, характером двигательных заданий;
- определяю дозировку физической нагрузки;
- обращаю внимание на жалобы детей во время танца;
- в беседах с воспитателями выясняю все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Подвижная игра под музыку- любимый вид исполнительской деятельности детей. В ходе игры дети закрепляют и совершенствуют основные виды движений, развивают и укрепляют отдельные группы мышц, мышечную силу, гибкость выносливость, развивают координацию движений, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания. Например, игры: «Слушай хлопки», «Четыре стихии»- развивают у детей ловкость, быстроту реакции; «Противоположные движения», «Стоп»- способствуют преодолению двигательного автоматизма; «Поссорились два петушка», «Ловишки» - развивают быстроту реакции. Использование на музыкальных занятиях подвижных игр со словами способствует развитию у детей дыхания, чувства ритма, формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений. Движение, даже самое простое, даёт пищу детской фантазии, развивает творчество. Выполняя игровые задания: «Придумай движение», «Учитель танцев», «Каким бывает дождик?» и др. дети активно мыслят, фантазируют, развивается их двигательное творчество.
Для полноценного физического развития детей и их оздоровления систематически применяю в своей работе здоровье сберегающие технологии с непременным использованием музыки: логоритмические попевки и упражнения, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, коммуникативные игры и танцы, элементы массажа, музыкотерапию с целью улучшения эмоционального климата , поднятия настроения детям, создания комфортной психологической обстановки, что способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников.
Стараюсь использовать в работе нетрадиционные средства физического развития детей: элементы аэробики, ритмической гимнастики, ритмопластики, основу которой составляют комплексы оздоровительных и гимнастических упражнений, развивающие игры, различные по-своему характеру, выполняемые под музыку и оформленные танцевальными движениями. Умение передавать свои чувства с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека.
Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям, я стремлюсь к тому, чтобы репертуар будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступен для исполнения.
Очень помогают работе с детьми: оздоровительно-развивающая программа А.И.Бурениной «От жеста к танцу», оздоровительно- развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной, «Танцевальная ритмика для детей» Т.И Суворовой, «Логоритмика для малышей» М.Ю. Картушиной, «Игровой массаж» С. и Е. Железновых, «Музыкальные игры» И. Бодраченко.
Согласно принципу интеграции, осуществляю физическое развитие детей не только в процессе физкультурных и музыкальных занятиях, игр и упражнений, но и при организации всех видов детской деятельности через физкульминутки, музыкально-дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами речи.
В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Только при тесном сотрудничестве семьи и ДОУ можно достичь положительных результатов. Родители наших воспитанников – активные участники физкультурных праздников и досугов, спортивных эстафет и викторин, веселых стартов и дней здоровья. Ведь совместное участие в спортивных мероприятиях повышает спортивный дух семьи, поднимает настроение и заряжает положительными эмоциями, способствует активизации двигательной деятельности детей и взрослых.