Основная часть
Заключительная часть.
Итог занятия.
|
Ребята, а вы знаете , где она живёт? (ответы детей). А живёт Фея Музыки в волшебном музыкальном городе под названием Гармония.
Звучит отрывок из произведения «Ноктюрн» М. Глинка
- Льётся музыка рекою,
Закружилось всё вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
Их волна крутая гонит
Но унять не может ,нет!
В царство музыки волшебной
Поплывём за нею вслед?
Дети: Поплывём!
Музыкальный руководитель:
А добраться нам туда поможет река под названием Мелодия. Плавно текут её воды, и слышится сквозь плеск нежная, спокойная мелодия вальса. Возьмите голубые ленточки
или шарфики и пофантазируйте под музыку, создав выразительный, пластичный танец.
Танцевальная импровизация детей под «Вальс» Даргомыжский
Музыкальный руководитель:
Вот мы и на месте. Только почему- то нас никто не встречает . Что же делать? (ответы детей). У меня в волшебном сундучке есть как раз подходящий наряд (достаёт, надевает элементы костюма).Но мне кажется, чего – то не хватает. Скажите, из чего состоит музыка?
Дети: Из нот, звуков , музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель:
Правильно, предлагаю украсить мой наряд рисунками, которые вы приготовили для Феи Музыки (украшают). Вот сейчас другое дело!
Фея музыки:
Все жители нашего города не умеют говорить, как вы, - они общаются с помощью музыкальных звуков, хотите научу?
(поёт: )«Здравствуйте, ребята!»
Дети отвечают песенной импровизацией: «Здравствуйте».
Фея поёт: «Меня зовут Фея музыки! А как зовут тебя?».
Песенная импровизация «Как тебя зовут?»
Фея Музыки:
Ну, вот мы и познакомились. Сейчас я хочу пригласить вас погулять по улицам моего города! И первая улица, на которой мы остановимся называется Ладовая. А живут здесь два брата, назовите их имена.
Дети: Мажор и Минор!
Фея: Правильно, а какую музыку мы называем мажорной?
Дети: Весёлую, радостную.
Фея: А что вы можете сказать о минорной музыке?
Дети: Она грустная, печальная.
Фея: Я предлагаю вам послушать фрагменты двух музыкальных произведений «Шутка» И.С.Баха и «Слеза» М.Мусоргского.
Восприятие музыкальных произведений «Шутка» И.С.Бах, «Слеза» М.Мусоргский
Фея: Какое настроение нам передаёт первое музыкальное произведение?
Дети: весёлое, радостное, озорное.
Фея: А в каких случаях можно испытывать чувства, о которых рассказывает музыка И.С.Баха?
Дети: Когда на улице хорошая погода, когда праздник, когда мама купила новую игрушку.
Фея: А теперь, ребята, подумайте и скажите, испытывали вы когда- нибудь чувства, о которых нам рассказала пьеса «Слеза»?
Дети: Испытывали грусть, когда по маме скучали, когда болели, когда кто- то обидел.
Фея: А как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета? (ответы детей).
Какие краски вам кажутся весёлыми?
Дети: Красные, жёлтые, оранжевые.
Фея: А какими цветами вы изобразите грустное настроение?
Дети: Синими, серыми, коричневыми.
Фея: Сейчас мы попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» весёлую и грустную музыку. Попытаемся сопроводить её звучание цветными карандашами.
(девочки с помощью цветовых пятен и линий рисуют весёлую музыку, мальчики- грустную).
Фея: Молодцы, ребята, цветные карандаши помогли вам в передаче разного настроения музыки.
А чтобы попасть в следующий уголок музыкального города, нужно сесть в машину.
Логоритмическое упражнение «Мы- шофёры».
- Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники стирают капли,
Вправо, влево – чистота!
Волосы ерошит ветер,
Мы - шофёры хоть куда!
Фея: Приехали! Остановка «Оркестровая площадь». Как вы думаете, кто здесь живёт?
Дети: Музыкальные инструменты.
Фея: А как нызывают людей, которые на них играют?
Дети: Музыканты.
Фея: На баяне……..(баянист)
На гитаре….. (гитарист)
На трубе…. (трубач)
На скрипке…. (скрипач)
На рояле…. (пианист)
Я вам предлагаю стать музыкантами и озвучить стихотворение «Музыка всюду живёт». А помогут нам в этом музыкальные инструменты.
Озвучивание стихотворения с помощью музыкальных инструментов «Музыка всюду живёт».
Фея: Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живёт-
В шелесте трав, в шуме
дубрав ,
Только прислушаться надо!
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
Этой мелодией вечной
своей
Мир наполняет природа!
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада.
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо!
Фея: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты помогли узнать нам, где живут звуки, где музыка берёт начало. Чтобы попасть на следующую улицу, надо пройти по этим дорожкам , но они не простые, а музыкальные
(показывает схемы с изображением низходящего и восходящего движения мелодии с помощью непрерывных линий и отрывистых чёрточек).
Фея: Здесь вы видите и горки, и впадины; длинные плавные и отрывистые линии. А как называется отрывистое звучание музыки?
Дети: Стаккато
Фея: А гладкое, плавное?
Дети: Легато
Упражнение «Путешествие по схемам»
Фея: Ребята, вы правильно повышали и понижали свой голос, пели разными способами, и поэтому удачно прошли музыкальные дорожки, которые привели нас в песенный парк под название «Домисоль- ка». Посмотрите, какой красивый цветок расцвёл в нашем парке, но вот несчастье – цветок кто – то заколдовал. Если его вовремя не расколдовать, он может погибнуть. На каждом лепестке – песня, узнать которую можно по первой музыкальной фразе или отхлопанному ритму. (дети угадывают песни, Фея отрывает лепестки).
Пение разными способами:
«Музыка всегда с тобой» Г. Струве (сольное и ансамблевое исполнение).
«Прекрасен мир поющий» А. Абеляна
(пение цепочкой).
Фея: Остался последний лепесток, а на нём – загадка!
- Этот умный человек
Сочинит вам менуэт,
Музыку к симфонии,
Знает он гармонию!
Пишет музыку и к песням,
Исполняли мы их вместе!
Кто это?
Дети: Композитор!
Фея: Вы - настоящие друзья! Спасли мой драгоценный цветок. Посмотрите, как он расправил свои лепестки. Это потому, что вы эмоционально, выразительно поёте, и, наверно, пробовали сочинять музыку, как настоящие композиторы.
Дети: Конечно, пробовали.
Фея: Я предлагаю вам поиграть со мной в одну очень интересную игру, а называется она «Минута славы». Девочки будут сочинять мелодию колыбельной песни на слоги «баю – баю», а мальчики мелодию марша на слоги «тра – та – та». И, конечно, свои сочинения вы должны спеть всем ребятам, получив свою минуту славы.
Игра « Минута славы» (песенное творчество).
Фея: Мне очень понравились ваши музыкальные сочинения и я всех приглашаю в финал передачи «Минута славы». А сейчас с помощью волшебной палочки я вас перемещу в переулок под названием «Сказочный», где идёт представление балета «Щелкунчик».
(сказочная музыка «Фея Драже» П.И. Чайковский взмахивает волшебной палочкой, звучит).
Фея: Ребята, как вы думаете, что такое «балет»? (ответы детей).
Балет – это праздник, где артисты с помощью танца передают сюжет сказки. Подойдите к столу и среди множества иллюстраций найдите те, которые относятся к балетному искусству.
(дети выбирают иллюстрации балета).
Фея: Посмотрите, какие красивые костюмы у артистов балета, какие декорации: всё это помогает передаче настроения музыки в движении. Сейчас с помощью волшебной палочки мы станем артистами балета и покажем, как можно без слов, а только с помощью импровизационных танцевальных движений изобразить «Фею Драже», «Шоколад», «Леденец». Итак, вы – танцоры!
Танцевальные импровизации на музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»
Фея: Молодцы, ребята! Я думаю, вам очень понравилось творить! Незаметно прошёл день, наступил вечер, на небе зажглись первые звёздочки, появилась луна и по лунной дорожке, играя со звёздами, мы возвращаемся домой, оставив сказочный музыкальный город в нашей памяти и в наших фантазиях.
Волшебной палочкой взмахну, и быстро в садик вас верну!
Звучит музыка «Звёздные фантазии» К. Дебюсси.
Фея: Вот мы и на месте. Вам понравилось наше путешествие? Что интересного вам запомнилось в музыкальном городе? (ответы детей). Мне тоже понравилось путешествовать с вами. Когда – нибудь я ещё приглашу вас в музыкальный город.
- И в минуту расставанья
Вам ребята, ребята, мой наказ:
Чтоб вы музыку любили,
Чтоб вы с музыкой дружили!
Звучит песня «Где водятся волшебники?» М. Минкова (дети уходят из зала).
|
Художественное слово.
Творческая практическая деятельность детей в движении.
Проблемная ситуация.
Проявление самостоятельности в выборе композиционного решения (практическая часть).
Творческая практическая деятельность детей в пении.
Ситуация воображения.
Словесный метод.
Опора на опыт детей(подбор эпитетов, сравнений).
Активная работа слуховых анализаторов.
Опыт детей, связанный с эмоциональным, личным переживанием.
Задание ассоциативного содержания.
Межпредметная связь с ИЗО.
Дифференцированный подход в подборе заданий.
Игровой момент, игра – импровизация.
Практическая творческая деятельность детей в движении.
Словесный метод.
Метод умственного поиска (право выбора музыкальных инструментов)
Практическая творческая деятельность детей в игре на музыкальных инструментах
(задание на развитие воображения).
Художественное слово.
Метод наглядности.
Практическая деятельность детей в пении.
Игровой момент.
Музыкальная проблемно – поисковая ситуация.
Практическая деятельность детей в пении.
Художественное слово.
Игровой момент.
Гендерный подход.
Творческая практическая деятельность детей в пении.
Игровой момент.
Метод наглядности, умственного поиска.
Творческая практическая деятельность детей в танце.
Игровой момент.
Художественное слово.
|