Наверное, каждый из нас видит своего ребёнка в мечтах хорошим человеком, всесторонне развитым, трудолюбивым, который не будет обойдён общественным признанием и «не подведёт» вас своим поведением. Но всё ли мы для этого делаем? Не расходятся ли порой наши мечты и наши установки с методами воспитания, наши слова с нашими собственными поступками и нашим образом жизни?
Дошкольный возраст – этап интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах:
- формируются психофизиологические функции;
- развиваются познавательные процессы и мотивации;
- происходит становление личностной сферы.
Мир ребёнка сложен и меняется с каждым его шагом. Иногда нам кажется, что мы досконально знаем своего ребёнка и воспитываем, как надо. Но вдруг, поступок, который застигает нас врасплох. Никак такого не ожидали!
Какие же негативные проявления можно заметить в поведении ребёнка?...и, сразу - эффективные приёмы помощи ребёнку.
Привлечение внимания. Ему не важно – положительное, или отрицательное. Важно подтверждение его значимости. Его видят, он – не безразличен!
Психологи утверждают, что похвалы должно быть в 4 раза больше, чем критики. Чувства взрослого служат «зеркалом» скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. В случае с потребностью во внимании вы будете чувствовать раздражение или негодование.
- Один раз в день – беседа «по душам». Не надо наставлений, советов, оценок… Вслушайтесь в то, чем живёт ребёнок, что переживает. Поделитесь своими чувствами.
- Игнорируйте ненадлежащее поведение, замечайте и поощряйте желаемое.
- Замечая положительные тенденции, даём возможность понять, к чему стремиться – позитивное направление (ресурс).
Избегание неудач. Принцип ребёнка «чтоб не ошибаться и не быть плохим, лучше вообще ничего не делать». Накопил опыт критики, потерял уверенность в себе.
Основа – потребность в уважении и признание достижений, ощущение собственной значимости.
- Замечать и делать видимыми малейшие успехи – его прогресс относительно самого себя.
- Подчёркивать сильные черты характера.
- Относиться к ошибкам и промахам позитивно, делая их допустимыми (опираясь на них, ребёнок делает выводы).
- Критикуйте конструктивно: различайте личность и действия.
Борьба за власть. Ребёнок противостоит родительской воле.
Основа – потребность в самостоятельности и самоуважении. Не терпит авторитарности.
- Уйти от прямой конфронтации, предоставить ребёнку выбор, а не приказывать.
- Предоставить позитивную возможность почувствовать собственную силу.
Месть. В случае утраты эмоционального контакта. Принцип: «Вы мне причинили боль, я тоже сделаю вам больно!»
Основа – неудовлетворённая потребность в заботе и справедливости.
- Восстановить эмоциональный контакт с ребёнком. У взрослых больше сил справиться с эмоциями, обидой, действовать в соответствии со здравым смыслом.
- Учите своим примером выражать свою боль другими способами: просите прощение, если задели его.
- Приглашайте к разговору в случае конфликта или потрясения.
- Рассмотреть в его действиях крик о помощи, сигнал о душевном неблагополучии, позаботиться и поддержать.
Многое полезно сделать сначала «начерно», потом «набело». Только никак не пригоден такой метод в воспитании детей: слишком дорого обходятся ошибки, сложно их потом исправлять. Даже, если ребёнок не вызывает тревог, никогда не лишне остановиться, оглянуться, задуматься, каким он растёт, и, всё ли правильно мы делаем?
Педагог-психолог Космачёва Н.Н.