Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МБДОУ ДС № 2 "Крепыш" г. Кузнецка

Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Приборостроителей 1"А"(корпус №1); улица 60- летия ВЛКСМ, дом 5 (корпус №2)

Телефон

8(84157) 7-04-36

Эл. почта krepish_kuz@mail.ru

Портал ГОСУСЛУГ. Запись в детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 2 "Крепыш" города Кузнецка

Адрес: Пензенская область, г. Кузнецк,
ул. Приборостроителей 1"А" (корпус №1);
ул. 60- летия ВЛКСМ, дом 5 (корпус №2)
Телефон: 8(84157) 7-04-36
Эл. почта: krepish_kuz@mail.ru

Разговоры о Победе: книги о Великой Отечественной войне для дошкольников

 

Интересная все-таки вещь — цепочка ассоциаций. Вот и у меня по поводу Великой Отечественной войны есть свой ассоциативный ряд и начинается он с поговорки «Иван, не помнящий родства», затем всплывает фраза о том, что «новая война начинается тогда, когда забывают о предыдущей» и, наконец, приходит понимание, что детям нужно рассказывать о войне. Эта тема достаточно тяжелая, разбивающая даже сердца взрослых, что уж говорить о детях.

Но не говорить с малышами об этой трагедии, значит, вырастить «Иванов», которые не переживут эмоционально горе военных лет, а значит будут способны к повторению военной истории. Поэтому сегодняшний книжный обзор я посвящаю именно книгам о Великой Отечественной войне, с момента окончания которой в этом году исполняется 70 лет. Впрочем, книги о войне для дошкольников стоит иметь под рукой, независимо от праздничных дат. Думаю, что начинать знакомить малыша с историей Второй мировой войны можно уже с 3-4 лет.

Произведение Веры Шипуновой «Великая Отечественная Война. Информация для детей и родителей»  вполне может стать одной из первых книг, знакомящих четырехлетнего ребенка с войной. Она имеет один из любимых детьми форматов — «раскладушка», к тому же ее язык достаточно простой и подсказывающий нам, родителям, какие понятия о войне нужно заложить в ребенка, как основу будущих разговоров: партизаны, тыл, передовая, бомбежка, блокада.
Здесь нет эмоционально ярких описаний военных событий, но для неокрепшей детской психики излишняя эмоциональная встреча с военным временем может стать слишком болезненной. Изображения в сборнике помимо сюжетной роли несут на себе еще и печать войны. Это страшное время чаще всего рисуется карандашом, ведь его прерывистые линии изображают жизнь, которая в любой момент может сломаться подобно грифелю.

Книга Татьяны Шорыгиной, написанная в соавторстве с Александром Казаковым, «Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне»  станет отличным дополнением к предыдущему изданию. Тут только главные понятия и события войны, но об этом главном взрослые часто забывают рассказывать малышу, ведь мы уже впитали из художественной литературы и фильмов боль, ужас и мучения того времени. Поэтому, когда ребенок в простоте своей после просмотренных военных картин задаст вопрос «Почему война называлась Великая Отечественная?» или «Сколько дней длилась блокада Ленинграда?», мы можем встать в тупик. Именно эта книга поможет ответить на эти и многие другие вопросы, а также даст новые темы для бесед с детьми.

Дети живут эмоциями, часто им не нужны описания. Поэтому сборник «10 картин о войне», составленный искусствоведом Натальей Синельниковой, может рассказать ребенку больше, чем наши слова. Признанные всеми картины о Великой Отечественной войне таких мастеров кисти как Петр Кривоногов, Аркадий Пластов, Александр Дейнека сопровождаются комментариями, которые будут кстати для шестилетнего ребенка.

Но, думаю, что такие живописные произведения можно разглядывать и с детьми от четырех лет, главное в этом случае не спешить с чтением сопроводительных текстов. Лучше подождать вопросов ребенка, чтобы обсудить его видение и чувствование увиденных полотен. Мне кажется, мы удивимся, насколько глубоко ребенок сможет пережить рассказанное картиной событие. Наверное, именно так учатся сопереживанию и уважению к прошлому.

O0070200Книга Елены Ульевой «Беседы о войне» хоть и называется «энциклопедией для малышей», построена в виде беседы детей с дедушкой-ветераном. Наверное, благодаря наличию диалога книга не пересушена фактами, а достаточно просто рассказывает о дошкольнику войне, закончившейся 70 лет назад. К тому же в книге приведены документальные свидетельства, которые показывают войну глазами детей: письма детей Сталину, сведения об их героизме. Дети от четырех лет будут с интересом слушать эти рассказы дедушки-ветерана и, конечно, ассоциировать себя с ребятами, встречающимися на страницах книги.

Известно, что дети быстрее всего учатся на примерах других ребят, поэтому книга Татьяны Шорыгиной «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны» уместна и в библиотеке пятилетнего малыша. В первый момент меня смутило практически полное отсутствие картинок в книге, но она оказалась настоящим кладезем материала о месте детей в последней мировой войне. Произведения небольшие, читаются легко и к тому же дают почву для рассуждений (автор сама предлагает ряд вопросов для бесед с детьми после каждого рассказа).

Книги о войне для дошкольниковО том, как важно для детей эмоциональное восприятие войны и пример другого ребенка ярко рассказывает Виктор Драгунский в своем произведении «Арбузный переулок» из цикла «Денискины рассказы». Конечно, этот сборник больше ориентирован на школьников, но рассказ об арбузе стоит прочитать и с пятилетним малышом. Личная трагедия ребенка, переживающего военный голод, может стать первым кирпичиком в понимании малышом всего ужаса Великой Отечественной войны.

Кстати, сам рассказ можно найти здесь

Еще одна детская трагедия войны раскроется перед ребенком в повести Геннадия Черкашина «Кукла». Игрушка, оставленная девочкой в осажденном немцами Ленинграде, и оказавшаяся потом в комиссионке, становится своего рода символом потерянного счастья, которое навсегда разрушила война. Поэтому кукла так и не возвращается к девочке. Думаю, девочки и мальчики от пяти лет прочувствуют всю трагедию потери любимой игрушки, а значит вместе с героиней пройдут дорогами войны и ее невозвратных потерь. И, конечно, этому будут способствовать атмосферные иллюстрации художников Г.А.В. Траугот.

2_0792ea112566192bb45633b0f372a361_1384799278

10_9c2b0eefe3e02589cd0c04034c1b1168_1384221417

7_60a740fc5f935cfbd07f6465de89b424_1384221408

Совсем другие иллюстрации в классической книге Аркадия Гайдара «Поход». Здесь классика советских плакатов о войне с легкой руки художника-иллюстратора Вениамина Лосина сочетается с домашним покоем.
bigАркадий Гайдар прекрасно понимает ребенка, отец которого неожиданно ушел в поход на войну: здесь и обида, и злость, и желание бежать вслед. И вот мальчик собирается в свой поход, но войне приходит конец, и отец возвращается домой. Ничего сложного, но сколько смыслов из нее может почерпнуть уже четырехлетний ребенок: какие песни нужны в боевом походе, что туда брать, как одеваться, какое оружие должно быть при тебе. Поднимается и тема потери отца, которого внезапно забирает себе война, а ведь разлука — один из самых страшных детских страхов.

Тоже о походе на войну, но уже представителя царства насекомых рассказывает книга Константина Паустовского «Похождения жука-носорога». Мальчик перед отъездом отца на фронт дарит ему жука, который проходит с солдатом всю войну и к тому же спасает ему жизнь. Гений Паустовского подсказал ему, что рассказывать детям об ужасах войны прямым текстом может быть слишком болезненно, поэтому его жук-герой помогает малышу без страха посмотреть в глаза войны. Иллюстрирована книга отлично: каждая страница — это цвет, который передает отношение. Это и повод порассуждать с малышом, почему война красных оттенков, а мирное время — зеленое.

scrn_big_1

scrn_big_4

Еще одна книга Константина Паустовского «Стальное колечко». Иллюстрации Владимира Гальдяева здесь очень нежные, лиричные, поэтому отлично передают атмосферу книги. Доброта девочки Вари к солдату оборачивается для нее волшебством, спрятанным в колечке. Книга несомненно понравится детям с шести лет. Они увидят, что доброта и в суровые годы войны ценилась превыше всего, именно это качество способно совершать чудеса.

14_19d2791f3aa49bf2dfb42e08794a979e_1429694215

6_62766120fc5ab6e6e0bc38ddba332e4a_1429694200

Шести -семилетние дети несомненно оценят книгу Юрия Германа «Вот как это было». Очень простым, детским языком (ведь книга написана от лица мальчика) рассказывает автор о минах и бомбах, падавших на Ленинград, о пожарах. И нет здесь ужаса, зато есть быт в условиях войны. Такая книга не испугает маленького читателя, зато покажет мир таким, каким он был, хотя не должен быть никогда.

5_d3fc267c220a39a426c62fc1fe59fb0a_1429027908

14_89172871b12de3d977e1a948caba22e2_1425454433

Сборники «Во имя Великой Победы» и «Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне» будут интересны детям с 6-7 лет. В первой книге собраны стихи и рассказы писателей-участников Великой Отечественной войны, таких как Лев Кассиль, Александр Твардовский, Валентин Берестов, Анатолий Митяев. В числе авторов второго сборника есть Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Константин Симонов. Героями произведений сборников становятся не только солдаты, но и животные, а также дети. И если первая книга поможет ребенку увидеть войну глазами реальных солдатов, то, примеряя на себя детские образы из второго сборника, юный читатель сможет ответить для себя на вопрос «Как бы я поступил в этой ситуации?».

Надеюсь, эти книги о войне для дошкольников помогут рассказать детям о войне и заложить в них основы сострадания, любви к Родине, уважения к тем, кто защитил нашу страну от уничтожения.

Анатолий Митяев. Почитайте детям.

 

Анатолий Митяев «Треугольное письмо».

Дивизион тяжёлых гвардейских миномётов до нового приказа остановился в дубовом лесочке. Дубрава была молодая, деревца негустые, скопление машин могли заметить вражеские бомбардировщики. Поэтому миномётчики сразу принялись копать укрытия для автомобилей и маскировать их ветками. Кончили работу поздно вечером. Было ещё видно, и солдат Борис Михайлов взялся за письмо. Он старался писать почаще, знал: мама тревожится о нём каждый день и каждый час.

«Милая мамочка! – писал Борис. – Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода тёплая. Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю и крепко-крепко целую. Твой Боря».

Конверта у Бориса не было. В войну многого не хватало. Хлеба, например, соли. И такой простой вещи, как конверты. Без них-то научились обходиться… Борис согнул бумажный лист по верхнему углу – получился косой парус, парус согнул – получился домик с крышей; нижние углы домика тоже согнул и заправил под крышу – получился треугольник, письмо и конверт вместе…

Идти к писарю, который отправлял почту, было поздно. Борис положил письмо в карман гимнастёрки – до утра, лёг на шинели под кустиком, укутался с головой, чтобы не кусали комары, и сон сразу пришёл к нему.

Был сон короток. Едва забрезжил рассвет, дивизион подняли по тревоге.

Колонна машин с пусковыми станками и эрэсами – реактивными снарядами, покинув дубраву, двигалась чистым полем. Позади колонны всходило солнце. Большое, красное. Пыль закрыла его. Но солнце поднялось выше пыльного облака, будто хотело посмотреть, куда едут гвардейские миномётчики.

Впереди была линия фронта. Оттуда, из-за этой линии, прилетел снаряд. Борис в кабине грузовика не слышал его свиста, поэтому не испугался, а удивился, когда в поле взметнулась чёрная земля. Автомобили прибавили скорость. То в поле, то на дороге взрывались снаряды. На счастье, дорога спустилась в овраг. Вражеские наблюдатели теперь не видели автомобилей, и обстрел прекратился.

Овраг был широкий, глубокий, с крутыми стенами. По нему, как по безопасному туннелю, шли к передовой солдаты, ехали автомобили – с пушками, со снарядами, с кухнями и хлебом. В обратную сторону тягач тащил танк со сбитой башней. Лошадь, запряжённая в двуколку, везла двух раненых, они лежали неподвижно, их головы были укутаны бинтами.

«Вот если меня так ранят или убьют?.. – подумал Борис. – Когда мама узнает, что меня убили, будет долго плакать».

Низко над оврагом, с рёвом мотора и стуком пулемётов, пронёсся «мессершмитт» – немецкий истребитель. По нему дали очередь наши пулемёты, замаскированные на откосе. Тут же появился истребитель с красными звёздами. Погнался за врагом.

Так и ехали миномётчики. Без происшествий. Артиллерийский обстрел, обстрел с самолёта – обычное дело на войне.

Остановились в низине, поросшей кустами.

От низины начинался подъём на широкий бугор. Скат бугра был жёлтым пшеничным полем. С вершины слышалась частая стрельба, гулкие взрывы. Там шёл бой.

Миномётчики дружно сняли с грузовиков пусковые станки. Поставили на землю. Сгрузили эрэсы. Потащили их, тяжеленные, к станкам. Когда уехал последний грузовик, гвардейские миномёты были готовы к залпу.

Бой на бугре то затихал, судя по стрельбе, то снова разгорался. А что там было и как? Солнце видело, что и как. Оно поднялось совсем высоко.

Было жарко. Ни дуновения ветерка. Но вдруг пшеница у дальнего края поля заколыхалась. Будто там пронёсся ветер. Он дул, качал пшеницу сильнее и сильнее. Вглядевшись, Борис увидел нестройные линии пехотинцев. Это они, а не ветер, качали пшеницу, спускаясь с бугра всё ниже и ниже. «Отступают!» – догадался Борис и испугался своей догадки.

Пехотинцы отошли уже к середине поля, когда заревели огненные струи, вырываясь из эрэсов. Чертя дымные дуги, ракетные снаряды полетели за бугор. За бугром ухнуло – первый эрэс, самый быстрый, самый нетерпеливый, грохнулся на фашистов. Следом ухнул ещё один. И замолотило, заколотило по земле.

Пехотинцы остановились. Глядели в небо, удивлённые. Кто-то крикнул. Кто-то подбросил вверх пилотку. И все побежали на бугор, к его вершине, только что оставленной.

– Гвардейцы, за мной! – услышал Борис голос командира батареи. – Поможем ещё пехоте!

Не видя, кто рядом, но чувствуя товарищей, солдат Михайлов побежал, огибая кусты, перепрыгивая кочки. Он влетел в пшеницу, запутался в ней сапогами. Но скоро приноровился, раздвигал её, как купальщик воду. В эти минуты он забыл обо всём. Знал только, что надо бежать и бежать вперёд. И не было у него страха ни перед чем.

Когда Борис добежал до верхушки бугра, там пехотинцев не было. Они спускались по другому скату, преследуя врагов. Только один – молоденький, как Борис, – сидел на краю траншеи.

– Гвардейцы с нами… Гвардейцы с нами… – повторял он тихо.

Борис подумал, что солдата оставили передать им благодарность за помощь. Но вдруг понял, что солдат ранен, а слова «гвардейцы с нами» он кричал или шептал, когда пехота остановилась в пшенице и увидела над собой следы грозных эрэсов.

– Куда ранило? – спросил Борис. – Больно?

– В плечо. Больно! – ответил пехотинец.

Борис Михайлов никогда ещё не перевязывал раненых и удивился ловкости, с которой разрезал гимнастёрку и обнажил повреждённое плечо.

Он быстро разорвал индивидуальный пакет и прибинтовал марлевую подушечку к плечу солдата. Тут появилась девушка с санитарной сумкой. Она поправила повязку и повела солдата туда, где собирались раненые.

– Пойдём, миленький! Пойдём, хороший ты мой! – говорила она раненому.

…Дивизион двигался к новой стоянке, в рощу. Солнце клонилось к закату. Оно опять из-за пыльного облака смотрело вслед колонне. Не жаркое, не яркое, будто хвалило всех, кто одержал победу в бою за бугор, а по-военному – в бою за высоту.

На этот раз пушки врага не обстреливали дорогу.

Кругом было спокойно. Фашисты, бежав с высоты, бежали и с соседних участков.

Как приехали на место, Борис пошёл в штабную землянку к писарю – отдать письмо. Перед землянкой он остановился, развернул треугольничек, перечитал его:

«Милая мамочка! Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода тёплая. Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю и крепко-крепко целую. Твой Боря».

Борис всегда, с малых лет, говорил маме только правду. И, перечитав письмо, подумал, что надо переписать его. Но, если рассказать всё, что было за день, мама сильно встревожится, не успокоится до следующего письма. И он отдал треугольничек писарю – без поправок. Да и неправды в письме ведь не было. Они, гвардейцы, на самом деле отдыхали сейчас в лесу, и вечер был тёплый. А он, Борис, действительно жив и здоров.

 

Анатолий Митяев «Серьги для ослика»

Морские пехотинцы держали оборону в горах. Одно отделение устроилось очень складно: заняло место среди отвесных скал. Снизу фашистам взобраться на эти скалы было почти невозможно. Правда, часто прилетал к скалам бомбардировщик, бросал бомбы. Но бойцы прятались в пещере. И бомбы не причиняли вреда, только дробили камень. Облако каменной пыли часами стояло над позицией отделения. Дышать каменной пылью было трудно, она скрипела на зубах, засоряла глаза. Но это – не самое тяжёлое на войне. Такое можно стерпеть и нужно было стерпеть. Ведь отделение под огнём своего оружия держало дорогу, по которой передвигались фашисты. И многих врагов настигала там гибель.

Хороша была позиция. Одно было там плохо – ни ручейка, ни родничка. А знойным летом, когда солнце раскаляет скалы так, что камень жжётся, пить ох как хочется! Воду бойцы ценили на вес золота. Да что золото! Если человек не жаден, не тщеславен, он прекрасно живёт без золота. А вот без воды прожить нельзя. Вода в скалах отмерялась строгой мерой. И только для питья. На умывание – ни капли.

Однако, по прошествии некоторого времени, наладилось и с водой. Как-то матрос Шалва Давижба, ходивший за продуктами в хозяйственную роту, увидел неподалёку от её расположения ослика. Ослик стоял в тени густого дерева, побрыкивал ногами, помахивал хвостом, встряхивал ушами – отгонял мух. Оказалось, что иного дела у него нет. Он ничей. Остался из-за войны без хозяина. Давижба привёл ослика к кухне и накормил так вкусно, так сытно, как ослику и не снилось. Потом навьючил на него два термоса с ключевой водой, на свою спину взвалил мешок с продуктами. И оба пошагали узкой тропинкой вверх, в скалы.

Всё отделение во главе с командиром обрадовалось появлению помощника. А Шалва Давижба сказал, что это ещё цветочки. Ягодки будут впереди. Надо только не поскупиться и накормить ослика в отделении не хуже, чем откушал он в хозяйственной роте. Загадочный совет Шалвы никто не понял, но моряки были щедрыми. И ослик, улёгшись в тени большого камня, всем видом показал, что ему тут нравится.

 

К вечеру, когда жара начала спадать, Шалва Давижба навьючил на ослика пустые термосы и повёл его вниз по тропинке – в хозяйственную роту. Там, хотя ноша на этот раз была пустяковой, ослик снова получил вкусную еду.

Всю ночь ослик пасся у ручья. А утром моряк опять навьючил на него воду, снова повёл в скалы… Это только так говорят, что ослы глупые. Во всяком случае тот ослик довольно скоро сообразил: за каждый рейс он получит немалое вознаграждение. И стал один, без провожатого, как самый исполнительный работник, носить воду в скалы и возвращаться с пустыми термосами в хозяйственную роту.

Моряки полюбили ослика. Назвали его Яша.

На войне всё переменчиво. Сегодня хорошо, а завтра вдруг и случится что-нибудь плохое. В один из дней пришёл Яша в скалы с окровавленной головой. Моряки быстро сняли с него поклажу. Прибежал санинструктор с медицинской сумкой. Оказалось, опасной раны нет. Прострелены навылет винтовочной пулей оба уха. Из этих ранок и текла на голову кровь. Санинструктор забинтовал Яшины уши бинтами. Печальный лежал ослик у камня. Он ослаб от потери крови, и уши болели.

К вечеру, когда подошло время спускаться из скал в хозяйственную роту, Давижба принёс ослику еды – чтобы Яша остался на месте. Ослик поел немного, а потом подошёл к термосам и встал, ожидая, когда его навьючат.

 

– Ну, Яшка! – удивились и растрогались морские пехотинцы. – Ты и раненый не покидаешь поле боя!

– Что делать? – спросил Шалва Давижба у командира отделения. – Привязать его? Или пусть идёт?

– Пусть идёт, – сказал командир. – Но раньше пусть пойдёт на тропу Иван Рубахин. Это ведь немецкий снайпер стрелял в Яшу. Меткий стрелок, однако Яшу-то из-за камней на тропе не видно. Но в каком-то месте высунулись его уши. На минуту высунулись, а тот всё же успел их продырявить. Теперь фашист не успокоится, пока не застрелит осла.

Иван Рубахин был сибирский охотник. Он стрелял просто замечательно и умел подкрадываться к зверю так осторожно, что зверь о нём не догадывался. Наш снайпер обследовал тропу и защитную стенку, сложенную из камней вдоль тропы, и нашёл место, где высунулись Яшины уши. После этого в бинокль осмотрел горы и определил, откуда мог стрелять, где прятался вражеский снайпер.

 

Три места показались подозрительными. Иван Рубахин приготовился к поединку. Солнце светило нашему моряку в затылок, врагу – в лицо. Как только враг приложится к своей винтовке, стёклышко её оптического прицела блеснёт под солнечным лучом. Этим враг и выдаст себя.

Иван Рубахин слушал, как стучат по камням копытца Яши. Вот они простучали за его спиной. Через секунду-две ослик окажется у опасного места. Часть его головы будет видна немцу. Секунда прошла. Вдали, в низком кустике блеснуло на солнце стекло. Рубахин нажал на спусковой крючок…

Выстрел не испугал ослика. Но он остановился как бы в недоумении. Насторожил уши в белых бинтах. Иван Рубахин поднялся во весь рост, подошёл к ослику, потрепал по шее:

– Ну, друг, иди спокойно. Он больше стрелять не будет…

Яшины уши зажили, освободились от бинтов. Но остались в них дырочки. Однажды кто-то украсил Яшины уши ромашками, вставил в дырки по цветку.

Морские пехотинцы шутили:

– Яша у нас – модница. Уши нарочно подставил под выстрел, – чтобы дырки были, куда серьги вешать.

– А что, морячки, не раздобыть ли для Яши украшения подороже?

– Неужели морская пехота не отблагодарит Яшу, как надо?

– Морская пехота должником не была и не будет. Жди, Яша, подарок.

 

После таких разговоров прошло немного времени, и моряки выполнили обещание.

У фашистов были специальные войска – горные егери. Они поднимались на скалы, спускались в пропасти, ходили по ледникам, как настоящие альпинисты. И вот два горных егеря, два фашиста-альпиниста, начали подниматься по совершенно отвесной скале, чтобы забросать наших бойцов гранатами. Враги не знали, что моряки уже обнаружили их, следят за ними. Они всё карабкались вверх. Когда оба егеря висели на верёвке высоко над пропастью, Иван Рубахин показался из-за камней со снайперской винтовкой и приказал по-немецки:

– Оружие бросить в пропасть. Самим продолжать подъём.

Егери исполнили приказ беспрекословно.

Оба пленника имели железные кресты – фашистские ордена. Пленных отвели в штаб полка. А из железных крестов моряки сделали серьги для ослика.

Яша носил трофейные украшения до нашей победы в горах. Были и другие ослики в других подразделениях. А самой большой известностью пользовался Яша.

 

Анатолий Митяев «Почему армия родная»

Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.

Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная Советская Армия!»

«Армия называется Советской потому, что она в нашей Советской стране, — думала Лена. — А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка...»

Шёл из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:

— Коля! Скажи, пожалуйста, тебе Советская Армия родная?

— Мне? Конечно, родная, — ответил Коля. — Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.

Ушёл Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей всё равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.

Вышла из подъезда соседка тётя Маша — с ковром под мышкой, с веником в руке.

Лена и её спросила:

— Тётя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

— Нет, — ответила тётя Маша. — Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.

— Значит, вам армия не родная?

— Как же это не родная! — удивилась тётя Маша. — Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».

— Армия всем родная, — закончила тётя Маша. — И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.

Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.

Когда пришёл с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тётя Маша.

— Всё же Коле армия роднее! — пожаловалась Лена.

— Ну это как сказать! — ответил папа. — Принеси-ка мне коробку с документами.

Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» — было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчётливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».

— Вот это да! — удивилась Лена. — Мой папа — танкист! А что значит «запаса»?

— Это значит, — сказал папа дочке, — что я, хотя и работаю на заводе, всё равно числюсь в армии.

— А другие папы?

— Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.

На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно. Дул ветер, падал снег. А она не уходила домой. Ждала, когда из школы придёт Коля. Хотела сказать ему про своего папу-танкиста.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?