«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития с 3 до 7 лет» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой (утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1022 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2023 г., регистрационный № 72149)) (далее ФАОП ДО) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Программа разработана и составлена с учетом особенностей региона, муниципалитета, утверждена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 2 "Крепыш" города Кузнецка (далее - ДОО) и предназначена для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
Цели и задачи реализации Программы.
Целью реализации Программы является обеспечение условий для образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в соответствующих возрасту видах деятельности.
Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ЗПР; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).
Содержание Программы обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания детей (далее – образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие. (п.2.6. ФГОС ДО)
Программа предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК).
Задачи Программы:
- реализация содержания адаптированной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы.
В соответствии со Стандартом дошкольного образования Программа построена на следующих принципах:
Общие принципы и подходы
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- позитивная социализация ребенка;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО и детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Специфические принципы
- принцип социально-адаптирующей направленности образования;
- этиопатогенетический принцип;
- принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений;
- принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений;
- принцип опоры на закономерности онтогенетического развития;
- принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании;
- принцип необходимости специального педагогического руководства;
- принцип вариативности коррекционно-развивающего образования;
- принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. (п.10.3.5. ФАОП ДО)