УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ ДС № 2 «Крепыш» г. Кузнецка были созданы следующие условия:
- обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и приемов организации деятельности для детей с ОВЗ;
- обеспечение социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
На данный момент в образовательном учреждении функционирует 28 групп, из них: 24 группы общеразвивающей направленности, 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одним из направлений работы дошкольного образовательного учреждения является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на:
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей развития личности ребенка;
- обеспечение успешной адаптации и социализации в среде здоровых сверстников;
- удовлетворение запросов и интересов родителей воспитанников с ОВЗ.
Задачами работы МБДОУ ДС № 2 «Крепыш» в данном направлении являются:
- развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми с ОВЗ;
- использование новейших педагогических технологий с целью более продуктивной работы;
- дифференцированный подход к детям, учитывая их психологические особенности, способности и интересы;
- охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- оказание помощи и поддержки родителям воспитанников с ОВЗ, консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.
В МБДОУ разработана психолого-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. Созданы специальные условия получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ. Разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ:
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития;
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- для детей-инвалидов, посещающих группу общеразвивающей направленности, отдельно разработаны индивидуальные адаптированные программы, которые составлены с учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
С целью определения динамики развития детей проводится мониторинг, результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка.
Особое место при создании условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ отводится обогащению и специализации развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОО.